Полезные статьи

Нужно ли прогревать двигатель и трансмиссию автомобиля?

Споры о том, надо ли прогревать двигатель автомобиля и трансмиссию не утихают уже многие годы. У каждого автовладельца свои доводы и личный опыт, поэтому постараемся в статье собрать все объективные факторы, чтобы окончательно расставить все точки над «i».

 

Содержание:

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля?

То что автомобиль надо прогревать, нас учили отцы и деды. В эпоху некачественного топлива и смазочных материалов прогрев двигателя был просто жизненно необходим. Сейчас многие автопроизводители четко пишут в руководствах по эксплуатации — прогревать двигатель автомобиль не нужно — сел и поехал. Сейчас двигатели и смазочные материалы находятся на высоком уровне, но руководство «совсем не греть двигатель» больше обусловлено экологией и расходом топлива.

Нельзя отрицать, что у двигателя есть рабочая температура. При этой температуре (обычно 90°С или немного больше) все зазоры равномерны, а агрегаты работают в оптимальных режимах. Достигается рабочая температура мгновенно? Нет. А значит в вопросе греть или не греть двигатель необходимо искать «золотую середину».

Расход топлива

Эксперты журнала «За Рулем» провели исследование и выяснили, что на коротком отрезке в 5 км (условное расстояние от дома до работы) автомобиль при разных степенях прогрева расходует топливо по-разному.

  • Крайность 1: Сразу ехать. Все как рекомендуют производители — сел, завел двигатель и поехал. В начале поездки автомобиль расходовал 10 л/100 км, но затем расход быстро упал до 6,8 л на «сотню». Расход на условные 5 км составил всего 0,45 л. Экономия времени оказалась существенной.
  • Крайность 2: Долго греть. Автомобиль прогревали 20 минут, практически до рабочей температуры. В начале прогрева расход составлял 2,5 л/ч, через 10 минут уже 0,9 л/ч, но опустить его ниже 0,8 л/ч не удалось. Поехали — расход составил примерно 6,5 л/100 км. На прогреве израсходованно 0,45 л топлива, на поездку ушло 0,33 л. Итого 0,8 л. Почти в два раза больше, чем в случае выше.
  • Оптимальный вариант: Греть, но недолго. Автомобиль прогрели, но недолго — 5 минут. На холостых оборотах двигатель расходовал в среднем 1,3 л/ч, во время поездки 7,6 л/100 км в начале и 6,6 л на 100 км в конце поездки. Итоговый расход топлива 0,55 л.

С расходом топлива все ясно, чем меньше греем, тем меньше итоговый расход топлива. Но эффект заметен исключительно на коротких дистанциях, если соберетесь в дальнюю поездку — больше 10 км, то сэкономленные граммы просто не заметите.

Экологичность

Производители советуют не греть двигатель по многим факторам, но в первую очередь из-за экологии. Заведенный на паркинге автомобиль нещадно загрязняет окружающую среду, не производя полезных действий.

Современные автомобили действительно забоятся об экологии, но уровень выбросов снижается только тогда, когда все системы двигателя хорошо прогреты. Для сравнения, только что заведенный двигатель тестового автомобиля «За Рулем» в выхлопных газах имел содержание CH под 1000 ppm, в дальнейшем показатель при прогреве за 20 минут снижался до 180 ppm, но это все равно много — нейтрализатор был не прогрет и не работал должным образом. Стоило дать двигателю нагрузку, как показатель падал до приемлемого уровня в 15…20 ppm.

Но оперировать исключительно этим показателем нельзя, так как на холостом ходу и при езде совершенно разные объемы выхлопных газов. А значит сравнивать будем итоговый выброс вредных веществ в граммах.

При долгом прогреве выхлоп составил 4,8 грамма, при движении без прогрева 2,8 грамма, а вот при небольшом прогреве и последующем движении выхлоп всего 2,1 грамма.

Цифры достаточно красноречивы, а логика в них простая. Если ехать сразу, то автомобиль будет долго ехать с не прогретым нейтрализатором, а расход отработанных газов в это время будет большой. Если долго греть, то автомобиль будет долго «чадить» на одном месте, а нейтрализатор так и не прогреется до оптимальных температур. Если начать движение после короткого прогрева, то автомобиль не успевает сильно навредить экологии на паркинге, а нейтрализатор уже будет иметь почти оптимальную температуру, которая быстро дойдет до оптимальной во время движения.

Вред двигателю

Прогрев двигателя происходит крайне неравномерно. Сначала греются поршня, затем охлаждающая жидкость, одним из последних нагревается блок цилиндров. Зазоры между поршнями и блоком цилиндров оптимальны только на полностью прогретом двигателя. На холодном двигателе масло может быть слишком густым, а масляный фильтр забит, клапана из-за неправильных зазоров могут работать не оптимально.

Холодный пуск для двигателя — это повышенные нагрузки и износ. Еще больше усугубить ситуацию можно, если сразу поехать на автомобиле с повышенными нагрузками: резкие разгоны, раскручивание двигателя до высоких оборотов, пробуксовка колес и т.д. В таких случаях разница температур может привести к фатальным последствиям.

Многие производители рекомендуют ехать с не прогретым двигателям, но пишут в инструкции, что двигаться необходимо в щадящих режимах. Некоторые с помощью ограничителей просто не дают автомобилю двигаться быстро, пока не будет достигнута определенная температура двигателя.

Как правильно греть двигатель перед поездкой

В летнее время года двигателю достаточно 1-ой минуты, чтобы узлы и агрегаты заработали нормально, после чего можно начинать движение. Но никаких повышенных нагрузок быть не должно, пока температура охлаждающей жидкости не дойдет до оптимального уровня.

В зимнее время года рекомендуется прогревать двигатель 5 минут. Этот можно использовать, чтобы убрать снег с машины, прогреть салон и дать оттаять лобовому стеклу. После непродолжительного прогрева двигаться первое время стоит в щадящих режимах (исключая резкие ускорения и не раскручивая двигатель более 2 000 об/мин).

А что рекомендуют сами производители?

Большинство указывают, что автомобиль греть не следует — достаточно 10-20 секунд на холостом ходу. Но при этом, они допускают увеличенное время прогрева при очень низких температурах — значит признают влияние разницы температур на работу силовой установки.

Нужно ли прогревать трансмиссию автомобиля?

При прогреве автомобиля многие забывают о трансмиссии, хотя трущихся деталей в ней предостаточно. Трущимся деталям необходима правильная смазка с первых минут работы.

Прогрев механической трансмиссии

Автомобиль с механической коробкой передач рекомендуют заводить с выжатым сцеплением. Это позволяет запустить двигатель гораздо проще, так как стартер вращает только движущиеся части двигателя, а МКПП просто не соединена с двигателем. Но стоит отпустить педаль сцепления, первичный вал начинает вращаться и уже в этот момент начинается процесс прогрева за счет трущихся деталей.

Полностью прогреть механическую коробку передач можно только в движении, но, начиная движение, стоит помнить, что она еще холодная, а трущиеся детали недостаточно смазаны. А это значит, что автомобиль должен двигаться в щадящих режимах, без резких ускорений и пробуксовок.

Прогрев автоматической трансмиссии

Насчет автоматической трансмиссии все не так однозначно, как с «механикой». В сервисах утверждают, что прогрев не нужен. Автолюбители передают друг другу технологию прогрева трансмиссии: во время прогрева двигателя «пройтись» по всем режимам: N, P, D, 2, R и другим с задержкой от 10-ти секунд до 5-ти минут.

Найти истину достаточно сложно, так как автоматические коробки разные с разными требованиями. Примечательно, что раньше пункт про прогрев автоматической трансмиссии включали в официальные руководства по эксплуатации, сейчас такого пункта в современных руководствах нет.

Тема для многих компаний достаточно «скользкая», они явно не указывают как необходимо делать правильно. Но есть и честные производители, в компании Renault, в инструкции на Duster прямо пишут:

В очень холодную погоду, во избежание остановки двигателя, следует немного подождать перед переведением рычага из положения P или N в положение D или R.

Остановка двигателя из-за загустевшего масла в коробке — это еще один негативный фактор для двигателя и самой АКПП.

Далее есть сноска, что в очень холодную погоду автоматика может запретить ручное переключение передач до прогрева масла в АКПП до рабочей температуры.

Получается, что производители осознают, что автомобиль может эксплуатироваться в экстремально низких температурах и это вредит всему автомобилю, но указывать явно о необходимости небольшого прогрева они не хотят.

Прогрев остальных узлов и агрегатов

Автомобиль это не только двигатель и трансмиссия, необходимо прогревать и другие узлы и агрегаты: подвеску, подшипники, тормозную систему, многочисленные насосы и различные движущиеся части. Что-то можно прогреть уже на стоянке, а что-то будет греться исключительно в процессе движения.

Актуален и вопрос безопасности. В холодном автомобиле стекла и воздух в салоне холодные — все это ограничивает видимость, мешает концентрироваться на дороге и т.д.

Вывод

Собрав воедино информацию, можно сделать однозначный вывод — лучше потратить от 1 (летом) до 5 (зимой) минут на первоначальный прогрев автомобиля и начать движение в спокойном темпе, без резких ускорений. И только после прогрева двигателя до рабочей температуры можно ехать так, как хочется.

Автоматическую коробку передач необходимо прогревать с помощью переключений только при очень низких температурах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + два =